Богдан Ступка забрежневел
Eще несколько дней молодой музыкант Лаутар, как и все пылкие влюбленные, не находит себе места, ни есть не может, ни спать. А в голове вертится только одно: станет ли Анна его женой? Ведь ее отец, властный цыганский барон, на предложение руки и сердца, сделанное Лаутаром, ответил то ли в шутку, то ли всерьез: «Отдам тебе ее в жены с условием: ты подаришь моей дочери «ЗИМ» Брежнева, а сам Леонид Ильич станет твоим сватом...» А откуда ему, нищему молдавскому музыканту, взять машину генсека КПСС, не говоря уж об остальном. Вот и грустит Лаутар, наигрывая медленную мелодию.

 

Кузнец Вакула из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» давно бы вытащил из кармана маленького чертика и приказал везти его в Москву. Только история Лаутара, хоть отчасти и сказочная, разворачивается в новом фильме «Заяц над пропастью» режиссера Тиграна Кеосаяна («Ландыш серебристый», «Бедная Саша»). Чертиков в ней не предусмотрено сюжетом — все-таки идут 70-е годы прошлого века. Зато в очередной раз находит подтверждение пословица: если гора не идет к Магомету, значит, Магомет идет к горе. Потому что, пока бедный влюбленный лил слезы, прямо над ним на воздушном шаре пролетал не кто-нибудь, а сам Леонид Ильич. Сошел генсек с небес и, тронутый историей музыканта, с легкостью подарил ему свой «ЗИМ» и стал сватом. А еще признался: он сам давно влюблен... в английскую королеву и хочет увидеться с ней, признаться в чувствах. Вот такие нешуточные страсти разгорались в Молдавии 70-х...

В наши же дни молдаване были немало потрясены, когда их родной Кишинев наводнился черными «ЗИЛа-ми», «Чайками» и «Победами», а на входе в здание празительства вдруг появилась табличка на русском: «ЦК Компартии Молдавской ССР». В аэропорту перед тольсо что прилетевшим самолетом выстроилась длинная шеренга людей в черных пиджаках, а по трапу, неся перед собой китель с орденами, звездами и медалями, спускался сам Леонид Ильич Брежнев.
Воссоздавая молдавский период жизни генсека, съеючная группа «Зайца над пропастью» перенеслась из современной Молдовы почти на полвека назад. Правда, как признается Тигран Кеосаян, он снимает фильм не о реальной исторической личности: «Это не биографическая история, поэтому мы изменили фамилию генсека на Бежнев. Это притча об усталости от поклонения и чинопочитания...» Главную роль играет Богдан Ступка, который сам давно может померяться орденами и медалями со своим персонажем. Однако актер не сразу согласился на роль Бежнева: «Опасался, что приклеится ко мне ярлык «дорогого Леонида Ильича», потом не отмыться. Но когда понял, что в фильме не будет особого сходства с Брежневым, согласился...»

И все же сходство есть, хотя бы внешнее: когда актеру приклеивают широченные брови, изготовленные. кстати, из буйволиной шерсти, Богдан Сильвестрович превращается в самого настоящего генсека. И тут уж все подчиненные вытягиваются перед ним по струнке: и секретари ЦК (Юрий Стоянов и Владимир Ильин), и полковник КГБ (Михаил Ефремов). Одна английская королева (Елена Сафонова) видит в Бежневе не главу государства, а обыкновенного вюбленного. Впрямь, чего еще не хватает генсеку для счастья, как не любви английской королевы!